Анжела Гусева (angela_guseva) wrote,
Анжела Гусева
angela_guseva

Category:

Снова я про батюшек

Ну, никак не ладится у меня с церковью. Или с батюшками? Не знаю, что вернее. Сами же постройки ничего плохого мне не сделали.

Два случая я расскажу завтра, а сейчас хочу рассказать про тех, кого считаю истиными батюшками. С обоми познакомилась в Праге, оба служили в Храме Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище (в народе его называют русским кладбищем).
Пишу больше для того, чтоб самой зафиксировать в памяти.

А, может, кто-то захочет хоть так познакомиться со святыми, на мой взгляд, людьми.



1. Митрополит Дорофей. (Димитрий Георгиевич Филипп).

_()_1_~1

Мне было очень хреново, когда я, наконец, пришла в этот храм. По кладбищу гуляла и раньше, но в храм не заходила. И вот после очередного обмана работодателей (выкинули с работы, не заплатив) и "юристов", которые пообещали мне выправить документы, и украли все деньги, моя дорога привела меня снова к кладбищу.
К тому времени я уже успела и под мостом пожить, в общем, надоело мне всё к чертям собачим.
Декабрь, сыро, промозгло, с неба непонятно что капает, ветер, мне холодно и голодно. 1999 год.

И навстречу мне - трое. Один маленький, худенький, по центру. Ведут его под руки два здоровых лба. Тот, что в центре - и есть отец Дорофей. Одет в застиранную-перестиранную сутану (так правильно называется их одежда?), маленький скромный крестик на почти незаметной цепочке.
Его ведут, он еле идёт, и всех вокруг, встречных, благословляет. Улыбается на всех. :) Я на него посмотрела - и дар речи потеряла: вокруг него всё сине-голубое, эта синева из его глаз льётся на три метра вокруг. Теплое синее сияние.
Я бы хотела соврать, или понапридумать красивостей, но не хочу и не могу. Пишу то, что было.

И вот батюшка смотрит мне прямо в глаза, и я вижу: он меня любит. Вот просто - любит. Знать не знает, первый раз видит, но - любит. Потом он меня благословляет без слов, улыбается, и идёт дальше. А я застыла на месте, не шевельнуться. Куда ушел холод, куда делась промозглость? Почему не сводит желудок от голода?..

Именно тогда я впервые за долгие несколько последних лет поверила в то, что всё может наладиться.
...А Человек всего лишь прошел мимо...

К сожалению, я была вынуждена на время уехать в Кишинев, и больше в ту церковь не заходила. А когда приехала опять в Прагу, сразу побежала в церковь, и узнала, что это был последний визит отца Дорофея в свою церковь: через четыре дня его не стало...
На фото особо не надо смотреть, это парадная фотография. Таким его редко кто видел.
Я вывесила его для того, чтоб можно было увидеть лицо Человека, а не антураж с крестами и цепями.

2. Схиархимандрит Сильвестр (Вайло).

sivestr

Сначала я не понимала, как после чистого, тёплого и доброго сияния синих глаз смогу воспринимать другого священника в том же храме.
Как-то после ночной поварской смены меня потянуло туда, погулять. Поклониться скромной могиле отца Дорофея, поговорить с ним.
И вдруг тишина кладбища нарушилась шумом въезжающего мотоцикла.

Оглядываюсь, думаю, что за придурок на мотоцикле в семь утра разъезжает по кладбищу?
Смотрю, а там мощная такая машина, из-под шлема парня виден блондинистый хвостик, кожанка в заклёпках - ну козёл чистой воды! Не потому, что байкер, сама из них, а потому что вокруг церкви даёт пару кругов, да еще и газует, сволочь.
Наполнилась праведным гневом, пру прямо на него (а мне тогда ой как хотелось об кого-нибудь язык почесать!). Мотоциклист спокойно встает, смотрит на меня, улыбается и подмигивает. Я остаюсь на месте, совершенно обезоружена. Смотрю, а чувак открывает церковь, а люди вокруг храма ему кланяются. Они там себе с шутками-прибаутками заходят за ним во внутрь, этаким междусобойчиком. Иду и я - любопытство погнало вперёд.

Смотрю, а этот байкер-козёл-чувак и сволочь выходит из какой-то дверцы, уже одетый в попа. Крестик там, всё, как положено, сутана. Ну ни фига себе!!! - думаю я. Оборзели попы совсем!!!
Смотрю дальше. И что я вижу? Отец Сильвестр (да-да-да, это именно он!) сам подходит к каждому, кого-то погладит по плечу, у кого-то о здоровье спрашивает, с кем-то шутит, мне снова подмигивает, короче - создаёт такую атмосферу праздника, что даже у меня, уставшей и злой собаки, настроение поднимается.

Спрашиваю у тётенек, мол, а что за праздник нынче? Мне говорят, что никакого праздника, просто здесь всегда так, это же радость - с Богом поговорить. А отец Сильвестр делает всё, чтоб этот праздник был праздником, вот и всё. Была я на нескольких службах, отстояла (для меня это пока что подвиг). И каждую проповедь отец Сильвестр начинал и заканчивал словами: "Бог вас любит!!! Вы - дети Божьи!"

А на Пасху, помню, стоим мы вдоль могил со своими куличами-яйцами (церковь та больше на часовню похожа, маленькая, все не помещаются.) Ночь, но не страшно: везде горит свет.
И выходит, значит, отец Сильвестр из церкви, улыбается, рот до ушей, счастливый такой, кричит: "Христос Воскресе!" Мы все тоже заулыбались друг другу, поздравляем, а он ходит между нами, освящает нашу еду, смеётся: "Ну, кто еще не верит, что Христос Воскресе, а? Иди ко мне!" и лупит святой водой что есть сил по нам. "Кто-то еще сомневается, что Бог его любит? Ко мне, неверные!" - смеётся, и снова водой поливает.

Было полное ощущение, что это чистая радость от того, что Христос таки Воскрес, словно радость отца, который встречает приехавшего домой сына, и ему надо срочно поделиться этой радостью со всеми нами.
Отец Сильвестр делился счастьем, и мы тоже заряжались каким-то безудержным весельем, улыбались смеялись, шутили. Потом, когда уже приехали домой, доолго не покидало ощущение счастья, улыбка просто не сползала с лица - ну как же, Христос ведь Воскресе, ребята, это ж праздник какой! :)

Как-то шла я по кладбищу, гуляла, курила. Идет мне навстречу отец Сильвестр:
- Куришь?
- Курю. - мне не то, чтоб очень стыдно, но как-то неудобно.
- Йэээх, ну что с тобой делать?.. - сокрушается. - Ладно, иди.
И благословляет меня. Сам. Без моей просьбы.

На фотографии он не серьёзный, он только пытается казаться серьёзным, в глазах-то (про чертей не скажу, да) ангелы пляшут. :) Шебутные. :)

Сегодня, когда искала фотки и ссылки для этого поста, я узнала, что отец Сильвестр умер в прошлом году, 14 августа. :(((
Ему было всего 47 лет.






Наверное, то, что я написала, можно считать "записками законченной эгоистки" - мол, удобство общения с Богом ей подавай, понимание, и прочий комфорт. Ну, да, наверное, всё так и выглядит.
Но благодаря этим двум людям, их поведению с прихожанами, я еще остаюсь православной, изо всех сил себе твердя, что в православии есть те, кто любит свою паству, и относится к ней с уважением. Более того - с любовью.
На самом деле фантастика - эти люди жили в Боге и радовались. Не сокрушались под гнётом греховности мира. Нет. Они радовались, любили и этот грешный мир, и нас, братьев и сестёр по духу.

А завтра я напишу про то, как у меня складываются отношения с батюшками в России. Ой, весело!.....
Так сказать, новые приключения, угумк.


Дорогие мои френды!
У меня к вам есть просьба: может, поделитесь вашими историями, вашими встречами с людьми, которые очень помогли вам в жизни, в трудные минуты? И неважно, о православных ли батюшках пойдет речь, или о людях других религий, или вообще близко с религией не соприкасающиеся - вот просто расскажите, плиз, о людях, которые вам когда-то помогли.
Такие истории нужны нам сегодня, очень. Особенно в наше время.
Tags: Прага, религия, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →