Анжела Гусева (angela_guseva) wrote,
Анжела Гусева
angela_guseva

Category:

"Хлопушка" и ее работа в кино.

Позавчера проснулась раньше обычного, включила ТВ, и услышала, как телеведущая Е. Стриженова говорит о том, кто есть "хлопушка" в кино. Дескать, это та, кто хлопает "Кадр первый, дубль второй".
Вчера вечером улышала по ТВ от другого актера такое же определение "хлопушки".

Чёта я обидемшись.
Потому что Стриженова и иже понятия не имеют, кто такая "хлопушка" на самом деле. Хотя, может, сейчас так и работают - не знаю.
Я же напишу о том, в чем состоит нормальная работа нормальной хлопушки и именно так, как я отработала несколько картин на этой почетной (без шуток!) должности на киностудии "Молдова-филм".

Осторожно, под катом - все, через что я прошла лично, описание честное, непредвзятое. :)))

Предупреждаю, что многие члены съемочной группы могут открыть нечто новое для себя.



Итак, поехали!

1. Да, это помреж (помощник режиссера). По умолчанию это девушка.

2. Она начинает работу в картине чуть ли не с первых дней запуска и в подготовительном периоде выполняет следующие функции:
- она читает сценарий и убеждает режиссера, что из этого может выйти замечательный фильм;
- вслух восхищается диалогами и крутыми поворотами в сценарии, так, чтоб это услышал сценарист из другой комнаты;
- она раскладывает режиссерский сценарий по объектам съемки;
- она вызывает актеров на пробы, обещает им, что они созданы для этой роли, на пробах же спокойно вливается в массовку или подает реплики актерам;
- она выслушивает режиссера, сценариста, оператора, художников-постановщиков, художников по костюмам, гримеров, актеров, записывает все, что они говорят по делу;
- а также не по делу работает удаленной жилеткой для вышеперечисленных людей: ей легко жалуются, она в нужный момент кивает, ойкает, морщится, хвалит, незаметно высыпает пепельницы, подливает кофе-чай в рюмки, звонит жёнам-мужьям с отмазками.

3. Съемочный период:
- приходит на площадку практически раньше всех, проверяет объект, наличие реквизита, костюмов, челночит между хмурым "послевчерашнего" оператором и не менее хмурым "гм" режиссером - или же мечется между актером и остальными членами группы;
- перед съемкой проверяет все ли на месте, всё ли на месте, сверяясь со своими записями в уже пухлом блокноте, в котором несколько десятков раз перечеркнуты указания группы и актеров, возвращено в картину то, что перечеркнуто полгода назад, и снова вычеркнуто со словами: (капслуком) НИКОГДА, но опытная хлопушка знает, что именно это "Никогда" и будет снято в конечном итоге;
- перед съемкой объясняет режиссеру и оператору, где в сценарии находится снимаемая сцена, слушает их указания, записывает их и одновременно глазами проверяет наличие реквизита на площадке, соответствие костюмов до деталей;
- выпаливает свое знаменитое "кадр и дубль", выслушивает от оператора: "Стоп, ты куда встала?!!!", и уже не объясняет ему, что он ее туда сам поставил;
- во время съемки пишет в блокноте всё, что происходит в кадре, с диалогами, чтобы потом писать монтажные листы на каждый дубль в конце съемочного дня;
- одновременно с этим успевает косить глазом на режиссера и оператора, отмечать каждое движение их бровей и каждое закатывание глаз к небу;
- после дубля чаще всего мечется между актером, запоровшим дубль, режиссером, оператором и техническими работниками, чтобы выяснить, почему тележка плохо пошла по рельсам;
- догоняет сценариста, ушедшего с площадки из-за того, что актер вместо гениальной фразы "Погода сегодня плохая на улице" произносит бездарное нечто типа "Опять плохая погода";
- всех успокаивает и снова контролирует необходимый реквизит-грим-костюм;
- во время обеда сходу понимает, кому сейчас тяжелее: актеру, оператору, сценаристу или режиссеру, и примыкает к той группе, где тяжелее всего вздыхается или где шутки особенно отчаянно громко звучат;
- после обеда отдирает светляков от дигов, операторов от штативов, актеров от гримерной сумки - понятно, почему?;
- после съемочного дня снова начинает челночить между операторской группой (там веселей, хотя и не очень сладко, все равно за что-то поругают) и режиссерской комнатой (там мрачненько, но пока не ругают сильно), где успевает вовремя сказать режиссеру, какой он гениальный и указывает объект съемки на завтра, место в сценарии того объекта и дает режиссеру ответ на вопрос "Кому это надо?!!!;
- идет в кабину оператора, выпивает слегка, отвечает на вопрос:"Кому это надо?";
- сценаристу тоже отвечает на вопрос"Кому это надо?!"
- возвращается к режиссеру, угукает в ответ на "никто ничего не понимает!!!", просит прощения за недочеты;
- снова идет к оператору и выслушивает, что режиссер - полное говно и его нетленка тоже полное говно, просит прощения за недочеты;
- созванивается с костюмером, уточняет, какие костюмы нужны на завтра, повторяет это с реквизитором, просит прощения за недочеты;
- звонит актерам, которые нужны на завтрашний день и слушает всё, что они думают о профессионализме каждого члена группы, затем уверяет их в том, что они гениальны, просит прощения за недочеты;
- в перерыве между всем этим пишет монтажные листы;
- уходит практически последней домой.

4. Монтажно-тонировочный период.
- по ранее написанным монтажным листам разбирает все отснятое по сценам;
- уверяет монтажера, что "всю эту немонтажную хрень" можно замечательно смонтировать;
- уверяет в этом же режиссера;
- готовит чай-кофе обоим;
- подбирает с пола все разбросанные режиссером в гневе бумаги-блокноты-ручки, промокает лужицы чая-кофе-водки-пива-вина;
- звонит актерам и договаривается о дубляже, уговаривает их, угрожает им неустойкой в случае "очень занятости";
- убеждает звукорежиссера в том, что все это реально озвучить, и что даже очень выпивший актер может попасть в свои же губы;
- убеждает актера, что у него все получится, и что ненужные шипящие могут убрать потом;
- проверяет, есть ли все необходимые "кольца" для озвучки ("кольца" - это такие нарезанные на нужный хронометраж куски видео, которые все надеются озвучить за сегодня, но не факт; они постоянно крутятся, чтоб не перематывать туда-сюда);
- обещает режиссеру, что опоздавший на пару часов актер вот-вот войдет в студию, просто у него пробки-другие-съемки-пробы-репетиции, хотя знает, что актер сейчас в буфете принимает "лекарство, чтоб голос лучше звучал";
- бегает по всей студией между буфетом-монтажкой-операторской-режиссерской-звукорежиссерской и всех соединяет в едином порыве высокого творчества;
- после каждой смены (любой, монтажной ли, озвучки ли) снова пишет листы, замечает, что один диалог почему-то остался неозвученным, звонит всем и пытается снова собрать команду, попутно от них получая за свою расхлябанность и не выдавая: а) монтажера, который просто это не закольцевал, забыл, б) режиссера, который решил, что это не войдет в картину и потом передумал, и в) актера, который очень спешил и тайно ушел раньше со смены (нужное подчеркнуть).

5. До момента сдачи фильма на двух пленках:
- носится между квартирой режиссера, кабиной оператора, звукорежиссерским отделом, таскает коробки (сейчас носители) с видео и звуком, загружает яуфы в машину, выполняет мелкие поручения жены режиссера типа "милочка, у нас молоко дома закончилось, заскочи в магазин";
- отвечает всем по телефону на вопрос: "когда выйдет фильм" - "незнаю" (одним словом, именно так);
- выслушивает все, что думает режиссер про актеров, операторов, звуковиков, гримеров, костюмеров, консультантов, дольщиков, светляков, аналогично по тому же кругу все члены группы друг про друга;
- всех торопит и перепроверяет;
- убеждает сценариста оставить свою фамилию в титрах, потому что фильм получился "очень достойный такого имени", звонит режиссеру и говорит, что сценарист согласен, отменяет смену титровки;
- выслушивает от всех, работающих на картине, какая она гениальная, и как без нее плохо, и как она хорошо справилась с работой;
- бегает по студии, вынюхивая себе новый проект (работу) и выслушивает "по секрету" от всех чужих, какая она плохая "хлопушка", и что о ней говорили в кулуарах как о "тупой курице и общей подстилке" операторы, режиссеры, монтажеры, и остальные члены съемочной группы;

6. Финал. На премьере:
- убеждается, что ее просто забыли включить в список приглашенных на премьеру и сама себя включает;
- перед премьерой докладывает группе, сколько ("но только точно!!!") зрителей в зале, наливает каждому по пять капель для успокоения;
- хочет уйти из зала во время показа, потому что уже не может видеть-слышать ничего, касаемо фильма, она это все знает наизусть, но ловит себя на том, что подсказывает актерам реплики и качается по ходу движения панорамы, и не уходит;
- соглашается с режиссером, что, если бы не его гений, картина бы провалилась с треском;
- поддакивает сценаристу, что его сценарий - самое гениальное в фильме;
- кивает оператору в ответ на то, что его киноязык непревзойденный и только он спас картину от провала;
- убежает актера, что это оскароносная роль;
- поддерживает мнение звукорежиссера, что "вот тот самый скрип дверной петли" - его личное ноу-хау и очень обогащает звукоряд картины.

7. .....затем тихо уползает в сторонку и напивается с двух рюмок водки, потому что:
- она устала как собака;
- о ней все забыли после премьерских аплодисментов;
- все превозносят друг друга, а новой работы нет;
- и вообще, да кто она такая, эта хлопушка? - всего лишь та, кто говорит "Кадр первый, дубль десятый!

8. Через пару недель самоедства "я тупая бездарь" звонит телефон, ее зовут на работу, и - жизнь снова прекрасна, все красивы, талантливы, умны, а запах киностудии (портвейн-водка-обработка пленки) кажется самым родным и лучшим в мире.

9. См. п. 1. Закольцовка.


Tags: кино, мастер-класс, съемки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →