Анжела Гусева (angela_guseva) wrote,
Анжела Гусева
angela_guseva

Что нужно зрителю?

Тут вот какое дело...
В болезни делать особо нечего, и мы с Димой смотрели много картин и даже парочку сериалов.

Было просмотрено две картины на Рождественскую тему. Про Рождество, в смысле.

1. "Мелодия для шарманки", реж. К. Муратова, 2009.
"Оставшись после смерти матери сиротами, сводные брат и сестра отправляются на поиски своих отцов в большой город. На пути они встречают множество самых разных людей: добрых и злых, бедных и богатых, умных и идиотов — но никому до них нет ровно никакого дела, ведь каждый погружен в свои заботы. Тем более накануне Рождества. Холодная волшебная рождественская ночь завершается отнюдь не сказочным финалом."

Лог-лайн я не сама написала. Утырила с сайта kinopoisk.ru/
Сама просто не смогла бы. Потому что мне было холодно и непонятно. Именно так я себя чувствовала во время просмотра: непонятно.
Детей жалко? Да.
Вокруг им встречались одни только сволочи? Да.
Мальчик погиб, а что с сестрой?

Согласна, Андерсен должен быть. Обязан. Носить только розовые очки могут только неадекватные люди, пациенты психушек, только у них все всегда хорошо. Ладно. Да.
И ладно, режиссер хотела рассказать драму - ей показалось, что очень важно показать людям, что они должны быть людьми. Тоже ок. Но почему так холодно? Почему режиссера нет ни в одном из героев? Я имею в виду - отношение. Потому что уже давно в картинах Муратовой все разговаривают ее интонациями, тут даже не надо смотреть на фамилию режиссера, очень узнаваемые интонации. А вот как можно снимать драму без драмы?
Да, мальчик на обсуждении в "Закрытом показе" правильно сказал: мол, зеркало нужно, вот художники рисовали лес, и их тоже можно спросить, а какого, собственно, рожна они рисуют тысячу раз увиденное. Только мальчик - очень маленький еще, для него рисованный лес еще просто открыточка, но никак не эмоции, не чувства. Мальчик еще не понимает, что от одного дерева плакать хочется, а второе, даже самое красивое, оставляет равнодушным.

Так вот, этот фильм - равнодушный, холодный, мастерски сделан, но постичь мотив, почему так отстраненно себя повела режиссер, мне не дано.
И да, сейчас скажу нечто плохое для любителей Муратовой, но такие картины - не для зрителей. Они - самовыражение режиссеров, или способ избежать простоя в творчестве, или "просто искусство" (по словам самой К. М.)

2. "Счастливого Рождества", реж. К. Карион, 2005.
Фильм основан на реальных событиях.
"Первая Мировая Война. Военные действия сталкивают в «окопной войне» войска трех стран. Французы, немцы и шотландцы воюют, но в канун Рождества забывают об этом и начинают поздравлять друг друга. Несмотря на все ужасы войны они остаются людьми. Людьми, для которых главное – любовь и тепло домашнего очага…
Фильм “Счастливого Рождества” можно охарактеризовать как военную рождественскую сказку. В картине полностью отсутствуют пафосные речи о долге и героизме. Даже сам бой намеренно показан как скомканный, непонятный для зрителя эпизод. Ни к какой из сторон режиссер не относится с симпатией, среди персонажей нет классических «добрых» и «злых» характеров. Каждый из них живет по-своему, пытаясь выжить в военной мясорубке.
Создатели картины прямо призывают стереть все различия между людьми. Неважно кто ты по расовому или религиозному принципу. Главное – ты человек, а люди не должны убивать друг друга."


Тоже не мое описание. Потому что не смогла бы.
Меня хватило бы только на охи и ахи. Когда смотрела эту Картину (да, с большой буквы!), плакала.
От боли, потому что проклятые войны разделяют людей и убивают все человеческое в них.
От радости, потому что не все поддаются этому человекоубийству.
От отчаяния, потому что невозможно прекратить убийства друг друга в мире, и история, к сожалению, ничему людей не учит.
От счастья, потому что даже в ненависти можно притушить в себе зверя, и я видела, по себе знаю, как это трудно, но можно ведь это сделать, можно. И это великое счастье.

Посмотреть фильм можно здесь.

*************************************************************

И вот вопрос: какая из двух картин нужна зрителю?
Холодное "отзеркаливание" с элементами крутого утрирования, без никакой надежды, драма на пленке ради драмы на пленке?
Или то кино, которое способно совершить катарсис в дУшах людей? Сделана пусть местами не очень профессионально, наивно, но берущая за все жабры и не отпускающая потом долго? Драма на пленке ради отмены драмы в жизни?

Лично мне гораздо ближе второй вариант. Я, как режиссер, несу ответственность за то, что показываю зрителю. И обязана думать не только о зрительском интересе, но и о том, каким будет зритель после просмотра моих фильмов. Ладно - каким он будет, но с каким чувством он будет выходить из кинотеатра или выключать свой телевизор? О чем будет думать? Не пожалеет ли, что провел это время со мной?

Ну, а зрителю что нужно?

Эти две картины использованы как пример, речь ведется о тенденциях в кино вообще, в глобальном плане.


Tags: Рождество, кино, продюсеры, режиссер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments