В Праге украли все деньги от продажи квартиры, работала ночью поваром в клубе, днем - уборщицей в известном во всем мире театре марионеток (надо было сцену и зал мыть каждое утро, гримерные тоже, и куклы протирать специальным раствором вонючим) и вечером - посудомойкой в кафе при этом театре. Руки сгорали, кожа сдиралась. (хм, если говорить о хорошем, то я невероятно похудела, прокачала мышцы и вообще отлично выглядела:)))
Без документов и прав вообще.
Убирала в театре и плакала: как же сладко мне пахло от кулис, от гримерных, как же было трудно стоять на пустой сцене перед пустым залом с ведром и шваброй, и понимать, что больше никогда, никогда, никогда...
Платили копейки, их едва хватало на оплату койко-места в общаге (эта общага была бывшей военной казармой для советских войск). Про нее вообще отдельно писать можно.
Один выходной в неделю.
Я ездила на Ольшанское кладбище, там церквушка, но не только в церковь, а просто чтоб почитать надписи на русском языке, погулять среди СВОИХ. Вечером - попойка в общаге, совершенно безнадежная, но веселая. Жили там люди из Украины, Чечни, России, Армении, Грузии, Молдавии. Выпив, затягивали русские песни (ну да, а какие еще?).
И была еще одна отдушина, газета "Крона". Она выпускалась на русском языке, и купить ее можно было только на Вацлаваке, Вацлавской площади. В ней иногда печатались объявления о работе, но большинство были "кидалочными".
Где-то в июле (не удивлюсь, если это было 13 июля :)) я купила эту газету. И увидела там объявление о наборе творческих людей в студию "Театр+ИЗО" при русском посольстве. Доооолго я не решалась туда позвонить, очень долго. Да и как бы я там показалась, с ободранными руками-ногтями, гражданка Молдовы, чего мне там делать было? Этот клочок с объявлением я постоянно носила с собой, перечитывая его и подгоняя себя: ну позвони, вот возьми и позвони!
Нет. Не звонила. До тех пор, пока меня не выгнали сначала с одной работы, потом с другой, не заплатив. Три дня я гуляла по Праге как сомнамбула, упиваясь свободой. Даже безденежье меня не пугало. В таком состоянии я решилась-таки позвонить по Тому Самому Объявлению, да иди все лесом! :)
Позвонила. Бумажка уже практически стерлась, цифры были еле различимы.
Договорились встретиться с руководителем студии. И вот на нашей встрече он рассказывает о некоем замечательном композиторе Дмитрии Гусеве, который русский, но в Праге его считают израильским, потому что о нем в Израиле была передача. И тогда у меня в мозгах с тоской промелькнула мысль: это мой муж.
Тоска взялась с того, что замуж я не собиралась вообще никогда в жизни, не хотела. Не понимаю значение штампа в паспорте до сих пор. :))) Ну да ладно. :)
Договорились с руководителем, что я приеду к ним в гости в Ржичаны, есть такой поселок недалеко от Праги. Заодно и поговорим о работе, ибо я их устроила по первой встрече. Ну и с таинственным "который-мой-муж-с-тоской" Димой Гусевым познакомлюсь.
И что вы себе думаете?
Да. Мы познакомились. И в первый же вечер умудрились несколько раз поссориться.
Сначала за столом, когда Дима просматривал мои студенческие работы. Затем он песни под гитару пел, и мы помирились.
Потом в электричке, когда ехали в Прагу. Вышли из поезда, попили кофе и помирились.
Потом на улице у вокзала. Дошли до трамвая, выяснили, что нам в одну сторону, и помирились.
Потом в трамвае (мы жили на одном маршруте, остановки были рядом). Дима захотел меня проводить, и помирились.
Потом мы поругались около общаги, когда Дима меня провожал. Но на прощании договорились "договорить", и помирились.
Это мы с ним за искусство спорили. И за Россию, конечно :))) Не, ругались :), так точней.
Действо сие произошло 2 сентября, 11 лет назад. Могу сказать, что нам до сих пор скучно не бывает. :)))
И это отвратительнейшее лето 2000 года плавно перетекло в 11 лет хорошей, шьерт побьери, жизни. :)))